Профессор Фёдоров

9 марта 2015 года от профессора Федорова пришла смска:
«Господь спросил – что ты не весел? Какими бедами гоним?
Сказал бедняга – Я профессор! И Бог заплакал вместе с ним».
28 апреля эта смска вдруг оказалась последней.
Сам ли он ее выдумал, не знаем, но она какая-то уж очень федоровская. Возможно, бедняга ответил даже конкретнее – «Я профессор Федоров», просто тогда бы вышло нескладно.

В детстве профессор Ф. мучительно заикался. А когда его дразнили злые дети, он бросался на них как бык, гордый и отчаянный. И навсегда, когда ему что-то не нравилось, и он сидел, сопя и глядя в окно исподлобья, набычившийся и упрямый как черт знает что такое, - этот факт федоровской биографии проступал из небытия и опасно повисал в воздухе.

Детство научило его драться и сделало не таким, как все. Поэтому, когда он подрос, то отправился поступать в МГУ на философский. Но его завернули – сказали, заик не берем. Профессор отслужил 3 года на флоте, а потом еще год отдал драке со своим злым дефектом речи – выучивал огромные цитаты из умных книг и громко декламировал их сам себе вслух, запинаясь, записывая себя на магнитофон и повторяя по сто раз одно и то же, оттачивая речь как боевое копье. Даже на двери его туалета висели длинные цитаты из Гегеля, напоминая, что жизнь – борьба, а время – уходит, времени почти уже нет, а он еще не заговорил как Цицерон. Это сражение он выиграл: заикание, хотя и бесследно не прошло, сделалось маленьким и ручным – так, больше для шарма. Во всяком случае, в МГУ он поступил. Почему он тогда так отчаянно бился? Есть мнение, что они задели его за живое. А задевать профессора Ф. за живое – означало разбудить в нем того самого детского быка.

Как-то его позвали в русскую баню. Профессор разделся, попарился, затем полностью оделся (брюки, носки, ремень и т.д.) и в таком виде вышел из парилки к людям в простынях, пьющим пиво. На вопрос, почему он не в простыне, профессор отвечал: «Но здесь же женщины».
Таких больше нет.
Выйдя из простой семьи военных, он сделал себя таким сам, сам воспитал в себе философа, энциклопедиста, стоика, ученого, учителя, эпическую личность, и далось ему всё это с огромным трудом.
Он не должен был стать таким, но стал. Он сделался огромным – во всех своих проявлениях, поступках, размахе души. Он работал, учился, совершенствовался всю свою жизнь. Он любил жизнь, но ему не хотелось стареть, может, поэтому Бог забрал его в 61 год.

Любой его шаг был продиктован железными принципами и фундаментальным последовательным мировоззрением. Он не уважал начитанных, но не последовательных, которые, набравшись отовсюду понемножку, «виляют мохнатым задом», по его выражению.
Он мог работать не покладая рук, но увидев что-то неправильное, плюнуть и уйти, не забрав заработанные деньги.
Бывали времена, когда профессора заносило на вершины, и у него появлялись и деньги, и власть. В такие моменты он мог бы обогатиться и сделать себе карьеру, но тогда это был бы уже не профессор Ф. Он никогда не позволял себе личного обогащения, никогда не жался и тратил всё, что имел, на помощь нуждающимся. Он умел жалеть, дружить и быть милосердным, и всегда был готов отдать последнее.

Так и подмывает написать, что профессор был учителем, ученым, философом и человеком с большой буквы. Но нет: профессор говорил, что с большой буквы следует писать два слова – «Бог» и «Родина».
Любовь к Родине вдохновляла его на страстные монологи, которые он произносил ранним утром 9 мая под водочку и пение птиц. Он пил за каждое крупное сражение, невзирая на то, что весь день еще впереди, для него не было ничего, кроме этого самого мгновения – когда ты пьешь водку со слезами на глазах - за весь советский народ, победивший в страшной войне. Все остальное – чушь, и только в этом мгновении правда. Это, наверное, звучит как нафталиновый пафос, может, оно так и выглядело, но это было его, федоровским, острым чувством Родины. Он сам и есть наша Родина, та, без которой мы не можем жить. И если бы у руля стояли такие люди, как профессор Ф., Родина была бы счастлива.

Еще профессор Федоров любил науку, Сократа, фильм «Нежный возраст», непростые беседы с людьми и правду.
Как Сократ, он не был кабинетным ученым, ему были интересны люди. Он редко отказывал им в консультациях и ничего не требовал взамен. Бывало, что он сам выбирал человека, вёл до конца и никогда не бросал. С профессором было трудно и интересно. Платой за общение с ним была только правда.

Именно она служила ему главным оружием в борьбе с мещанством, с коим и бился всю свою жизнь – за лучшее, что есть в человеке.
Сражался профессор вдохновенно, зажав «правду как пират кривой нож в зубах», по его выражению. Он устраивал в собеседнике мятеж и сумятицу, ловя на лжи, выбивая его из комфортной зоны, выбрасывая голышом в космос, заставляя встревожиться, забеспокоиться, взволноваться, испытать страдание и устремиться к высокой духовности – через философию либо через несчастную любовь.
Он считал, что настоящая любовь для человека неподъемна. Но без нее невозможно сделаться человеком.

Главное же, что делает человека человеком, а не «бледным варёным тунцом», как он выражался – это стремление к высокой духовности, каждодневное, нерациональное и неудобное.
Поэтому своей задачей он считал дать человеку пинка, чтобы тот, одинокий и растерянный, в домашних своих подштанниках, оказался на страшном пути, уже не поддающемся гламурной кастрации, но ведущем к высокой духовности.
Ибо настоящему философу нужно не описать мир, а изменить его к лучшему.
И под эту странную работу у профессора Ф. были заточены ум и сердце, для этого он был чуток, человечен, красноречив, обаятелен и огромен.

О нем много говорили, люди тянулись к нему толпами, но очень немногие оставались рядом надолго, ибо он требовал открыть глаза и столкнуться с правдой о себе. Правда ужасала людей, и они уходили от нее, а вместе с ней и от самого профессора. Он понимал. Он говорил, что жить с правдой очень тяжело. И не мог по-другому.

Он твердил, что надо быть последовательным и правдивым, потому что, сделав однажды неправильный выбор, скривив душой, подчинившись, попадёшь на кривые глухие дорожки, ведущие в никуда.

Сказали мне, что эта дорога
Меня приведет к океану смерти,
и я на полпути повернул обратно...
С тех пор всё тянутся передо мною
Кривые, глухие окольные тропы..
                           Акико Ёсано/цитата Стругацких

Таких огромных больше нет. Последний мамонт покинул эту землю.
Если бы не он, мы были бы проще и хуже. Он заставлял наши души трудиться.
Упокой, Господи, его мятежную душу.

О.Чикина
В.Бочков
***

Перечитывая тексты, написанные Игорем Алексеевичем, осознаю, что это - макушка айсберга. Имидж "профессора", за которым скрывается настоящий философ, Личность. Именно с большой буквы. Только Игорь Алексеевич был скромен и величину своей личности, если так можно выразиться, прятал за имиджами. Мало кто был посвящён в то, о чём и про кого болела душа человека, имеющего в обществе такой статус. Может и никто не знал всех тайн. Может поэтому вокруг личности Фёдорова концентрировались мифы.
В последних работах профессора довольно часто упоминаются "фильтры". Одна из любимых групп учителя - "Наутилус". Моллюск, который фильтрует воду, очищая её. Люди, которые проходили через Фёдорова, получали своеобразный катарсис. И только Богу известно, чего стоило подобное очищение самому Фёдорову. Порой мне кажется, что инсульт, поразивший Игоря Алексеевича, стал той последней каплей мировой боли, которую пытался превозмочь мужественный человек.
Тем не менее, как бы вопреки мировому унынию и меркантилизации, Игорь Алексеевич - пример фроммовского биофила. Он умел радоваться простым жизненным вещам: тёплым носкам в морозную ночь, прохладному лимонаду в жару, смеяться над газетными анекдотами или щёлкать семечки, глядя "Голубой огонёк", записанный в новогоднюю ночь на видеомагнитофон. Такой вкус к жизни в сочетании с высокой учёностью, тонкостью и подлинным благородством вызывают во мне уважение и добрые воспоминания о человеке, учителе, философе.
Р.Шутов
***

Фёдоров Игорь Алексеевич
Профессор, доктор социологических наук.

ОБРАЗОВАНИЕ
Отделение научного коммунизма философского факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова – 1980.

ДИССЕРТАЦИЯ
Кандидатская диссертация:
"Гуманизм и противоречия развитого социалистического общества" - 1983.
Докторская диссертация:
"Имидж как программирование поведения людей" - 1998.
МЕСТО РАБОТЫ И ДОЛЖНОСТЬ
Институт гуманитарного и социального образования, профессор кафедры теоретической и прикладной социологии.

СПИСОК ЗНАЧИМЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
Фёдоров И.А. Имидж как программирование поведения людей/ И.А.Фёдоров.-Рязань,1997.-225с.
Фёдоров И.А. Пролегомены социологии духовных коммуникаций. СПб.: Наука,2007.-312 с.
Фёдоров И.А., Гузенина С.В. Богема: эстетика ухода: монография/ И.А.Фёдоров, С.В.Гузенина; Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2009. 203с. Статья ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В БОГЕМЕ
Фёдоров И.А., Краснова Л.В. Феномен социальной кластеризации: монография /И.А.Фёдоров, Л.В.Краснова; Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010.195 с.
Гузенина С.В., Фёдоров И.А. Социальное поведение и этногенез: монография / С.В. Гузенина, И.А.Фёдоров; Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010. 135 с.

СПИСОК ЗНАЧИМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
Фёдоров И.А. Мировой революционный процесс: учебно-методическое пособие. Рязань. 1984.
Фёдоров И.А. Современная философия: учебно-методическое пособие. Рязань. 1985.
Фёдоров И.А. Основы общей социологии. Учебно-методическое пособие. Тамбов, 2005.
Фёдоров И.А. Глава: Социология // Обществознание. Учебно-методическое пособие. Тамбов. 2008.
Фёдоров И.А. Главы: 3,4,5 // История социологии: учеб.-метод. пособие /под ред.: И.А.Фёдорова, Л.В.Красновой, С.В.Гузениной; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009.444с.

2015-05-05